Что такое ассортимент — его виды и 5 способов формирования
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Мы часто используем различные термины и понятия, даже не задумываясь о том, что это такое и почему оно так называется.
Сегодня мы разберем одно из таких «нечетких» для обывателя понятий: «ассортимент».
Ассортимент — это…
Допустим, вы идете в магазин. Перед вами на витринах выставлены различные продукты: на одном прилавке расставлены рыбные и мясные консервы, на другом — разные виды хлебобулочных изделий, на третьем — разнообразные напитки и т.д.
То есть каждый из товаров, представленных в магазине, представлен в ассортименте, построенном по видам.
Вывод: Ассортимент – это ряд однородных предметов, имеющих общую видовую принадлежность.
Он определяется конкретными количественными и качественными характеристиками. Условно делится на ассортиментные подгруппы.
Например, в колбасном отделе магазина продукция делится на следующие подгруппы: отдельно группируется вареная колбаса, отдельно варено-копченая колбаса, отдельно сырокопченая колбаса. Количество таких подгрупп ассортимента называется широтой ассортимента.
Каждая из подгрупп ассортимента имеет определенное количество позиций. Эта характеристика называется глубиной ассортимента.
Используем предыдущий пример: в магазине в подгруппе колбасы, допустим, 10 наименований вареной колбасы, 12 — варено-копченой и 5 наименований сырокопченой колбасы. Эти числовые показатели характеризуют глубину ассортимента.
Стоит упомянуть еще одну важную особенность: высоту диапазона. Определяется средней ценой товара в ассортиментной подгруппе.
В нашем примере: высота ассортимента в подгруппе (средняя цена) вареной колбасы, например, 220 руб/кг, высота строки варено-копченых продуктов 330 руб. /кг, сырокопченые — 450 руб. /кг
Классификация (виды)
Ассортимент классифицируется по различным признакам, объединяющим его объекты. Рассмотрим сортировку в сводной таблице:
Особенности классификации | Виды ассортимента | Объяснение |
---|---|---|
место расположения | промышленный | совокупность различных видов продукции, производимой (выращиваемой) конкретным предприятием (компанией) |
коммерция | набор товаров, выставленных на продажу | |
спектр услуг | комплекс услуг, предоставляемых потребителю | |
широта ассортимента | просто | характеризуется небольшим количеством подгрупп, например, магазин, торгующий только выпечкой |
жесткий | в ассортименте: много товарных групп (товаров, услуг). Например, супермаркет, торгующий одеждой, предметами домашнего обихода, бакалеей, алкоголем | |
группа | ассортимент формируется по однородности функционального назначения, например, в магазине бытовой химии | |
винтаж | характеризуется продукцией одной марки, например, ассортимент дилера Toyota | |
специализация | базовый | формируется по профилю производителя (продавца) |
сопутствующий | ассортимент не является основным для данного производства или магазина | |
смешанный | характеризуются товарными группами различного функционального назначения и разного ценового диапазона, например, сетевые супермаркеты и гипермаркеты | |
степень соответствия запросам целевой аудитории | рациональный | формируется для максимального удовлетворения потребностей конкретной целевой аудитории |
оптимальный | характеризует оптимальное соотношение удовлетворения потребности потребителя и затрат производителя (продавца) на доведение этого товара (товара) до потребителя |
Как формируется ассортимент
Цель любого бизнеса – получение прибыли. Поэтому формирование ассортимента с максимальной ликвидностью является основной задачей группы маркетинга промышленного или сельскохозяйственного предприятия, магазина, поставщика услуг.
Это означает, что ассортимент товаров (продукции, услуг) должен соответствовать требованиям конечного потребителя по функциональным возможностям и цене.
Применяемые методы формирования ассортимента:
- пополнение запасов – это добавление к существующему ассортименту товаров (продукции, услуг), имеющих более высокий или более низкий ценовой диапазон.
Для наглядности возьмем наш пример с колбасным отделом: для удовлетворения потребностей группы малобюджетных покупателей мерчендайзер магазина принял решение пополнить ассортимент колбасами из субпродуктов вареными по цене 110 руб. /кг (при высоте действующей продуктовой линейки 220 руб./кг);
- расширение: добавление товаров (продукции, услуг), отсутствующих (или присутствующих в небольшой доле) у конкурентов. Например, расширение ассортимента кроличьей диетической колбасы, которой нет в наличии в ближайших магазинах;
- обновление: замена одних товаров, переставших пользоваться спросом у потребителей, на другие. Допустим, покупатели перестают покупать копченую колбасу определенного производителя. Мерчендайзер магазина решает обновить ассортимент, заменив колбасу этого производителя на аналогичную из другого деликатеса;
- распространение бренда (торговой марки): присвоение нового вида товара торговой марке, пользующейся популярностью у потребителей. Этот вид обучения ассортименту доступен производителям товаров и поставщикам услуг.
Например, популярный производитель кетчупов выпускает сметанный соус по оригинальному рецепту под собственной торговой маркой. Покупатель, доверяя производителю, добровольно покупает новый вид его товара;
- сокращение — удаление из линейки товаров (продукции, услуг), не пользующихся спросом.
Хотите узнать больше? Читайте наш блог!