Что такое ассортимент — его виды и 5 способов формирования

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Мы часто используем различные термины и понятия, даже не задумываясь о том, что это такое и почему оно так называется.

Сегодня мы разберем одно из таких «нечетких» для обывателя понятий: «ассортимент».

Ассортимент — это…

Допустим, вы идете в магазин. Перед вами на витринах выставлены различные продукты: на одном прилавке расставлены рыбные и мясные консервы, на другом — разные виды хлебобулочных изделий, на третьем — разнообразные напитки и т.д.

То есть каждый из товаров, представленных в магазине, представлен в ассортименте, построенном по видам.

Вывод: Ассортимент – это ряд однородных предметов, имеющих общую видовую принадлежность.

Он определяется конкретными количественными и качественными характеристиками. Условно делится на ассортиментные подгруппы.

Например, в колбасном отделе магазина продукция делится на следующие подгруппы: отдельно группируется вареная колбаса, отдельно варено-копченая колбаса, отдельно сырокопченая колбаса. Количество таких подгрупп ассортимента называется широтой ассортимента.

Каждая из подгрупп ассортимента имеет определенное количество позиций. Эта характеристика называется глубиной ассортимента.

Используем предыдущий пример: в магазине в подгруппе колбасы, допустим, 10 наименований вареной колбасы, 12 — варено-копченой и 5 наименований сырокопченой колбасы. Эти числовые показатели характеризуют глубину ассортимента.

Стоит упомянуть еще одну важную особенность: высоту диапазона. Определяется средней ценой товара в ассортиментной подгруппе.

В нашем примере: высота ассортимента в подгруппе (средняя цена) вареной колбасы, например, 220 руб/кг, высота строки варено-копченых продуктов 330 руб. /кг, сырокопченые — 450 руб. /кг

Классификация (виды)

Ассортимент классифицируется по различным признакам, объединяющим его объекты. Рассмотрим сортировку в сводной таблице:

Особенности классификации Виды ассортимента Объяснение
место расположения промышленный совокупность различных видов продукции, производимой (выращиваемой) конкретным предприятием (компанией)
коммерция набор товаров, выставленных на продажу
спектр услуг комплекс услуг, предоставляемых потребителю
широта ассортимента просто характеризуется небольшим количеством подгрупп, например, магазин, торгующий только выпечкой
жесткий в ассортименте: много товарных групп (товаров, услуг). Например, супермаркет, торгующий одеждой, предметами домашнего обихода, бакалеей, алкоголем
группа ассортимент формируется по однородности функционального назначения, например, в магазине бытовой химии
винтаж характеризуется продукцией одной марки, например, ассортимент дилера Toyota
специализация базовый формируется по профилю производителя (продавца)
сопутствующий ассортимент не является основным для данного производства или магазина
смешанный характеризуются товарными группами различного функционального назначения и разного ценового диапазона, например, сетевые супермаркеты и гипермаркеты
степень соответствия запросам целевой аудитории рациональный формируется для максимального удовлетворения потребностей конкретной целевой аудитории
оптимальный характеризует оптимальное соотношение удовлетворения потребности потребителя и затрат производителя (продавца) на доведение этого товара (товара) до потребителя

Как формируется ассортимент

Цель любого бизнеса – получение прибыли. Поэтому формирование ассортимента с максимальной ликвидностью является основной задачей группы маркетинга промышленного или сельскохозяйственного предприятия, магазина, поставщика услуг.

Это означает, что ассортимент товаров (продукции, услуг) должен соответствовать требованиям конечного потребителя по функциональным возможностям и цене.

Применяемые методы формирования ассортимента:

  1. пополнение запасов – это добавление к существующему ассортименту товаров (продукции, услуг), имеющих более высокий или более низкий ценовой диапазон.

    Для наглядности возьмем наш пример с колбасным отделом: для удовлетворения потребностей группы малобюджетных покупателей мерчендайзер магазина принял решение пополнить ассортимент колбасами из субпродуктов вареными по цене 110 руб. /кг (при высоте действующей продуктовой линейки 220 руб./кг);

  2. расширение: добавление товаров (продукции, услуг), отсутствующих (или присутствующих в небольшой доле) у конкурентов. Например, расширение ассортимента кроличьей диетической колбасы, которой нет в наличии в ближайших магазинах;
  3. обновление: замена одних товаров, переставших пользоваться спросом у потребителей, на другие. Допустим, покупатели перестают покупать копченую колбасу определенного производителя. Мерчендайзер магазина решает обновить ассортимент, заменив колбасу этого производителя на аналогичную из другого деликатеса;
  4. распространение бренда (торговой марки): присвоение нового вида товара торговой марке, пользующейся популярностью у потребителей. Этот вид обучения ассортименту доступен производителям товаров и поставщикам услуг.

    Например, популярный производитель кетчупов выпускает сметанный соус по оригинальному рецепту под собственной торговой маркой. Покупатель, доверяя производителю, добровольно покупает новый вид его товара;

  5. сокращение — удаление из линейки товаров (продукции, услуг), не пользующихся спросом.

Хотите узнать больше? Читайте наш блог!

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть